Советы педагога-психолога

Роль книги в воспитании ребёнка

05.02.2020

РОЛЬ КНИГИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

Книга является лучшим другом и помощником как для нас воспитателей, так и вас родителей. Хорошая книга, как живительный источник, утоляющий жажду в жаркий день. Все писатели и поэты считают свои произведения своими детьми и вкладывают в них все самое лучшее, что имеют сами. Поэтому и мы и наши дети, соприкасаясь с хорошей книгой, становятся лучше, духовно богаче. Борис Слуцкий в своем стихотворении «Человек с книгой » пишет:
Человек с книгой. Вообще человек
С любой книгой, в любом трамвае,
В душном зале библиотек
И, даже пальцем листы разрывая,
Это всегда к добру.

К детским книгам требования особые. В них, по словам М. Горького должно быть или ах, как смешно или ой, как страшно. Наши детские писатели неукоснительно следуют этим требованиям. Произведения Чуковского, Маршака, Благининой и Толстого заставляют плакать и смеяться не только своих маленьких читателей, но и взрослых.
Немаловажно и внешнее оформление книги. Яркие, высокохудожественные иллюстрации привлекают внимание детей, помогают понять содержание книги.
Ребенок радуется каждой новой книге, особенно если рассматривают и читают ее они вместе с папой и мамой. Особенно любят дети, когда с ними разговаривают, а особенно читают перед сном. Об этом детском желании рассказала в своем стихотворении А. Барто:
Зажигают фонари за окном
Сядь со мной, поговори перед сном.
Целый вечер ты со мной не была.
У тебя все дела да дела.

Для чтения детям нашего возраста подходят книги с потешками, стихи для маленьких А. Барто, С.Я. Маршака и особенно книги К.И. Чуковского. В них столько движений, звукоподражания, что они легко запоминаются детьми. Читайте детям как можно больше хороших книг. Проводите больше времени со своими детьми, и они будут вам благодарны.

свернуть

Пути освоения письма

ПУТИ ОСВОЕНИЯ ПИСЬМА

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:
· недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);
· однообразие, монотонность организации обучения;
· маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.
Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.
Для подготовки ребенка физически и психологически к освоению письма в школе необходимо:
1. формировать прочные навыки самостоятельного письма печатными буквами;
2. развивать фонематический слух детей: совершенствовать умение различать на слух все фонемы родного языка изолированно и в звуковом окружении;
3. развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок, шнуровок и т.д.;
4. создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы;
5. развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами;
6. развивать мыслительные процессы детей: зрительное и звуковое восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности;
7. воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность;
8. вызывать у детей заинтересованность в освоении письма, стремление учиться писать в школе;
9. вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво, легко и приятно»;

10. воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.

свернуть

Как развивать память

НЕ БУДЬ ТОРОПЛИВ, А БУДЬ ПАМЯТЛИВ
Запоминать умеет тот, кто может быть внимательным.
С. Джонсон
Все, что мы воспринимаем, чаще всего не проходит бесследно, а сохраняется в нашей памяти. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить полученную информацию. Хорошая память – важнейшее условие успешного обучения, приобретения знаний. На протяжении всей жизни человека память не остается неизменной, ее можно и нужно тренировать и развивать. Упражнениям и тренировке поддаются разные виды памяти, в зависимости от того, что именно запоминается: конкретные образы (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные), движения, эмоции, чувства, слова. Важно наличие или отсутствие цели что – то запомнить, припомнить, сохранить материал надолго или нет. Помнить можно долго (иногда всю жизнь), а можно всего несколько секунд.
Поскольку обучение в школе носит, как правило, словесный характер и направлено на усвоение значительного объема информации, успешность обучения во многом обусловлена уровнем развития памяти, прежде всего смысловой (желательно долговременной).
В результате организации целенаправленной работы взрослого с ребенком создаются условия для развития в старшем дошкольном возрасте способностей к образному, детальному запечатлению, освоению ряда мимических приемов, принятию цели запомнить, осознание необходимости применить усилие для запоминания, контроля при воспроизведении и др.
Специальными исследованиями было установлено, что разные виды памяти развиваются у детей по – разному. Так, у мальчиков выявлена следующая последовательность:
· Вначале лучше развита память на предмете;
· Затем – на слова со зрительным и слуховым содержанием;
· Потом – на звуки, числа и отвлеченные понятия;
· И, наконец, на пережитые эмоции.
У девочек эта последовательность несколько иная:
· Сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием;
· Потом – на предметы;
· Далее – на звуки, числа и отвлеченные понятия;
· На пережитые эмоции (как у мальчиков).
Это связывают с тем, что зрительная память у девочек развита лучше, чем у мальчиков.
Если же результаты проверки памяти оказались «скачущими» и ребенок запоминает то 5 – 6, то 2 – 3 слова, это обычно является проявлением быстрой утомляемости. Такие результаты чаще всего бывают у детей ослабленных, болезненных, с повышенной возбудимостью. В первую очередь они нуждаются не в тренировки памяти, а в оздоровительных мероприятиях, направленных на улучшение сознания здоровья.
 
КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ?
ØРазвивать у детей любознательность, интерес к окружающему; строить обучение в соответствии с возрастом и с индивидуальными потребностями и интересами ребенка;
ØШироко использовать игровые мотивы, побуждающие запоминать; варьирование повторений; наглядности и слово; заучивание стихов;
ØОбучать специальным приемам для развития предпосылок логического запоминания, таким, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (раскладывание картинок по определенным группам, каждая из которых либо обозначена одной картинкой, либо названа словом; называние обобщающим словом сгруппированных картинок или названных взрослым слов и пр.);
ØЧаще обращаться к детям с вопросами, которые нацеливают его на воспоминания о прошедших событиях в их жизни или в жизни известных героев сказок, персонажей просмотренных мультфильмов;
ØОрганизовать работу по образцу (зрительному, словесному); зрительный образец сначала может быть постоянным, а затем время его рассмотрения постепенно сокращается;
ØДавать отсроченные во времени поручения дома и в детском саду (на вечер – утром, на завтра – вечером);
ØЧередовать умственную деятельность с двигательною активностью (последняя снимает утомление и ускоряет протекание восстановительных процессов головного мозга).
свернуть

Леворукость у детей

ЛЕВОРУКОСТЬ У ДЕТЕЙ

Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их дети рисуют и пишут не правой рукой, а левой, пытаются их переучить и даже обращаются к врачу. Еще два или три поколения назад на левшу смотрели настолько косо, что это порождало у ребенка самый настоящий комплекс неполноценности.
Многие ученые и воспитатели считают своей обязанностью переучить ребенка.
Так надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша? Чем он отличается от других? Лишь тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребенок рождается с двумя …. правыми полушариями.
И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из них начинает «леветь».
Поэтому мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение друг другу, так как в одном и другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека.
После кризиса трех лет начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами».
Ребенок – «правополушарный» левша – намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других рисуют и лепят.
Многие люди выдающихся дарований были именно «левшами» – например, Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Все отмечают большие музыкальные способности «левшей», для них нередок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.
Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.
Окружающим такого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-нибудь изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете его леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.
Для определения преобладающей руки у ребенка ответьте на вопросы, а также предложите малышу задания:
1. Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.
2. Вспомните, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д..).
3. Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
4. Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.
5. Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
6. Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это была за рука.
7. Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки лежит сверху?
8. Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет на верху?
9. предложите ребенку топнуть ногой. Какой ногой он топнул?
10. Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
11. Предложите ребенку одним глазом посмотреть б бумажную трубочку.

Если большинство заданий ребенок выполнил левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга.

свернуть

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НЕ СТАТЬ РАССЕЯННЫМ

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НЕ СТАТЬ
«РАССЕЯННЫМ С УЛИЦЫ БАССЕЙНОЙ»?
В основе такого полезного качества, как наблюдательность, лежит внимание. Внимание бывает двух видов: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание – самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражительность: внезапный звук, яркий предмет, любое движение.
Другой вид внимания – произвольное, когда человек специально сосредотачивается на чем-либо. Здесь главное – волевой механизм, умение себя организовать, не отвлекаться (обучение в школе ориентированно в основном на произвольное внимание, поэтому его надо воспитывать и тренировать).
Тренировку внимания начинаем в самом раннем возрасте с развития наблюдательности. Это возможно в любой момент жизни. Просто нужно почаще обращать внимание ребенка на конкретные вещи: «Красиво сделано, да?», «Хорошо поступил, верно?», «Вкусно пахнет, правда?»
Заметьте, это каждый раз приглашение ребенка к разговору, «включение» его в ситуацию. Сравните с утверждениями: «Красиво сделано», «Хорошо поступил» и т.д. Они просто оценочные. А без подключения к оценке ребенок может и не услышать взрослого.
Развитие наблюдательности можно превратить в веселую и занимательную игру. Например, предложите ребенку заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы их откроете сначала на 2 мин., потом на 1 мин., потом на 30 сек. (предметов не должно быть больше семи, и дети, безусловно, должны их знать).
Очень важно воспитывать готовность ребенка быть внимательным всегда. Конечно, для детей это также должна быть ситуация игры.
Например, закройте ребенку глаза и попросите описать, как вы сегодня одеты? Какого цвета занавески? Сколько цветов на окне? Неожиданные вопросы полезны потому, что помогают организовать и дисциплинировать внимание ребенка. Дело в том, что его внимание рассеивается, направленность внимания на что-либо все время подвергается «атакам» многих раздражителей. Вопросы взрослого помогают справиться с этими отвлечениями. «Какого цвета был велосипед у мальчика?», «Кто вел ребенка – мама или бабушка?» Не забывайте хвалить ребенка, даже если он ошибается.
Заметно развивает наблюдательность, целенаправленное совместное рассматривание и обсуждение картинок, в том числе их деталей. Если взрослый придает этому обсуждению оценочный характер, он тем самым способствует развитию у ребенка способности к анализу, а это уже мыслительный процесс. Например, какая-то деталь на картинке не просто констатируется, а как бы «развертывается»: «Это облако белое, легкое, а это темное, тяжелое. Из какого может пойти дождь?»
Очень полезны игры типа «Найди отличия», «Отыщи одинаковые», «Нарисуй по образцу».
Внимания требуют многие подвижные игры с мячом «Одушевленные – неодушевленные предметы» (одни ловим, другие нет).
Внимание обладает важными качествами: емкостью, скоростью переключения и устойчивостью. Емкость показывает, как много объектов одновременно могут быть охвачены вниманием; скорость переключения – быстроту переключения внимания с одного объекта на другой; устойчивость – способность удерживать внимание на одном предмете нужное время.
Что же на психологическом уровне влияет на поведение наблюдательных, рассеянных и обычных людях.
Во-первых, каждый обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного процесса на другой, степенью активности и утомляемости и т.д. Понятно, что быть наблюдательным (восприимчивым) легче тому, у кого более лабильная, подвижная психика.
Поэтому несправедливо и бессмысленно упрекать рассеянного ребенка в не наблюдательности. Он рожден таким! Другое дело, что, к счастью, любое качество можно развить – только потолок у каждого свой.
Во-вторых, более наблюдательные, как правило, оказываются и более любознательными, а в основе этого качества лежит «интеллектуальная активность» (ИА), которая, как показали исследования отечественных психологов, является тоже врожденной.
В-третьих, рассеянность не обязательно означает общую несобранность внимания. Иногда это результат высокой концентрации внимания на каком-то одном предмете или на своем внутреннем мире, переживании. Сейчас становится все более распространенным уход ребенка в виртуальный компьютерный мир, который оказывается для него более интересным. Такой ребенок тоже выглядит рассеянным, не заинтересованным в реальном мире и даже отстраненным от него.
В-четвертых, на развитие внимания влияют, несомненно, психологические факторы: способы воспитания и обучения ребенка, стиль отношений с взрослыми и сверстниками, возможности реализации способностей ребенка ит.д.
В-пятых, на умственную деятельность, в частности на внимание, влияют неполноценное питание, авитаминоз, недостаток микроэлементов, хронические и инфекционные заболевания, глисты и т.д. Они могут стать основной причиной рассеянности и временного «поглупения» или постоянного отставания ребенка в своем развитии.
Справедливости ради нужно заметить, что говорить о развитии какого-то одного, отдельно взятого качества или психического процесса можно только теоретически. Человеческая психика – гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств, процессов, перетекание и превращение одного в другое. На практике мы можем только усилить акцент на воспитании, развитии того или иного выбранного нами в данный момент качества, а влияние распространится на все процессы, всю психику в целом, потому что она целостна. Воспитываем внимание – обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности – даем пищу для мышления, понимания, выработки отношения, собственного мнения. И так – во всем.

(журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2005, Путляева Л. «Воспитание внимания»)

свернуть

Какие игрушки необходимы детям

КАКИЕ ИГРУШКИ НЕОБХОДИМЫ ДЕТЯМ

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и  выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее  отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин  с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

свернуть

Ваш ребенок идет в детский сад

РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД

Уважаемые родители! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка – он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.

У ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и психическое развитие. Необходимое развитие малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него – игра. И родителям надо помнить, что добиваться желаемого можно через предложение: «Давай поиграем!» Мы же здесь постоянно играем с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой.

Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребенок привыкнет? Понравится ли ему?. Обычно период адаптации детей не превышает двух месяцев. Но для того, чтобы он прошел без лишних потрясений, мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.

Что же для этого нужно?

1.     Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик»

2.     В уголке для родителей висит  распорядок дня ребенка. Это еще один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к распорядку дня, сходному в большей степени с режимом нашего учреждения: завтрак 8 утра; обед 12 часов; сон с 13 до 15 часов; полдник в 16 часов, укладывание на ночь не позднее 21-22 часов. И стараться максимально придерживаться этого распорядка.

3.     Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку (туалету) и отучить от пустышки и бутылочки.

 Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребенок и родители настроены идти в детский сад, к детям.

       1-й день – вы приводите ребенка к 9-10 часам на прогулку и забираете тотчас после нее.

Затем в течение недели приводите малыша и оставляете в саду до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

Но вот ребенок заплакал, и у родителей возникает вопрос: «Как быть?» Да ведь это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, «Равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребенок плачет – и успокаиваются эмоционально, он дает «сигнал» обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.

Первые занятия и знакомства со специалистами проходят у нас в группе, поэтому малыши к новым людям привыкают постепенно.

В процессе нашего с вами общения будут возникать различные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нам и спрашивайте. Мы с удовольствием на них ответим, а если нужно, проведем консультацию. Не держите вопросы в себе, не надейтесь на советы знакомых. С вами и вашими детьми будут работать специалисты высокой квалификации.

Имейте в виду, что пока ваш ребенок не адаптируется к детскому саду, не стоит водить его в гости. Пусть для него на это время привычными будут только стены родного дома и своей группы.

И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!

Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад.

Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

→Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

→Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

→Будьте терпеливы.

→Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

→Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

→Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

→Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

→Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давйте простые и понятные объяснения.

→Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»

→Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

→Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте, Поощряйте любопытство.

→Не скупитесь на похвалу.

свернуть