Конспекты, сценарии, разработки

Анкета «Мотивационная готовность педагогического коллектива к проектной деятельности»

Анкета

«Мотивационная готовность педагогического коллектива к проектной  деятельности»

Инструкция:  Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому?

3 балла – всегда; 2 балла – иногда, 1 балл – никогда.

  1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
  2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
  3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
  4. Желание создать хороший эффективный образовательный процесс для детей.
  5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.
  6. Потребность в лидерстве.
  7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
  8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
  9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
  10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
  11. Потребность в риске.
  12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
  13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
свернуть

Перспективный план работы по развитию познавательной активности воспитанников 5-6 лет

Перспективный план работы

по развитию познавательной активности воспитанников 5-6 лет

Месяц

Содержание деятельности с воспитанниками

Содержание деятельности с законными представителями воспитанников

Содержание деятельности с воспитателями дошкольного образования

 

СЕНТЯБРЬ

1. Экскурсия в школу.

 

2. Занятие в лаборатории ДЦРР «Свойства магнитов»

1. Анкетирование.

Цель: Выявить отношение родителей к развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

2. Создание театра на магнитах.

1. Разработка памятки «Содержание центра познавательно практической деятельности в старшей группе 5-6 лет».

2. Разработка положения конкурса «НОВАЯ ЖИЗНЬ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ».

3. Подготовка конспектов занятий для размещения на сайте ДЦРР

4. Разработка содержания тематической недели «Хочу всё знать».

 

ОКТЯБРЬ

1. Тематическая неделя «Хочу всё знать».

2.Квест-игра «ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ»

1. Консультация для родителей «Значение опытов  и экспериментов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

2. Подготовка материалов  и участие в конкурсе «НОВАЯ ЖИЗНЬ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ»

1. Разработка памятки «ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ:  Как отвечать на детские вопросы».

 

2. Подготовка карточек-схем опытов и экспериментов для размещения на сайте ДЦРР

 

 

НОЯБРЬ

1. Экскурсия в мемориальный музей-мастерскую З.И. Азгура.

2. Занятие в лаборатории «Удивительная глина»

1. Семинар-практикум «Сказка как средство организации познавательно практической деятельности в домашних условиях».

2. Родительское собрание  «Растить любознательных»

1. Разработка положения конкурса «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

2. Разработка картотеки опытов и экспериментов для размещения на сайте ДЦРР

ДЕКАБРЬ

1. Экскурсия в Национальный художественный музей Республики Беларусь.

 

2. Занятие в мини-музее ДЦРР «Золото соломки»

1. Подготовка материалов  и участие в конкурсе «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

1.Разработка содержания тематической недели «Мы - экспериментаторы»

2. Подготовка серии конспектов занятий для размещения на сайте ДЦРР

ЯНВАРЬ

1. Тематическая неделя «Мы - экспериментаторы».

2. Экскурсия в Национальный исторический музей Республики Беларусь.

3. Интегрированное занятие по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения»  и «Ребёнок и общество».

 Тема «Белорусский центр моды».

1. Фотовыставка «Домашние открытия».

2. Презентация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

1. Подготовка конкурсных материалов «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» для размещения на сайте ДЦРР.

2. Консультация «Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

 

ФЕВРАЛЬ

1. Экскурсия в  литературный музей Я.Купалы.

2. Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа» «В гостях у сказки». Цель: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования.

 

1. Выставка буклетов «Прославленные люди Беларуси»

1. Освещение результатов выставки «Прославленные люди Беларуси» на сайте ДЦРР.

2. Разработка содержания тематической недели «Мир комнатных растений».

МАРТ

1. Тематическая неделя «Мир комнатных растений».

2. Экскурсия по улицам  Партизанского района г.Минска

 

1. Создание лэпбука «Такие разные растения».

2. Изготовление газеты «Достопримечательности Партизанского района г.Минска»

1. Разработка положения смотра-конкурса «Лучший центр познавательно практической деятельности в старшей группе 5-6 лет »

АПРЕЛЬ

1. Тематическое занятие  с воспитанниками 5-6 лет в Минском Планетарии.

 

2. Экскурсия в  библиотеку ГУО «Гимназия № 7  г. Минска»

 

1. Конкурс совместного творчества детей и родителей «В мире волшебных сказок».

 

2. Консультация для родителей «Значение опытов  и экспериментов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

1. Участие в  смотре-конкурсе  «Лучший центр познавательно практической деятельности в старшей группе 5-6 лет».

 

2.Освещение результатов конкурса совместного творчества детей и родителей «В мире волшебных сказок» на сайте ДЦРР.

МАЙ

1. Экскурсия  в комнату боевой славы «Юные защитники отечества» ГУО «Гимназия № 7 г.Минска»

2. Экскурсия к памятнику Марату Казею.

3. Квест-игра «ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА».

Цель: формировать патриотические чувства, уважение к символам Великой Победы, развивать физические качества воспитанников.

1. Экскурсия выходного дня в музей ВОВ.

 

2. Семейный проект «Героическое прошлое нашей семьи»

1. Консультация «Использование ИКТ в процессе в развития познавательной активности детей 5-6 лет».

 

2. Подбор аудио и видео материалов для размещения на тематической страничке сайта ДЦРР

 

свернуть

Конспект квест-игры «Пятый элемент» по образовательной области «Ребенок и природа» для детей  старшей группы

Конспект квест-игры «Пятый элемент»

по образовательной области «Ребенок и природа»

для детей  старшей группы

 

Цель:  развитие  познавательной активности воспитанников  старшего дошкольного возраста в процессе детской квест-игры.

Задачи:

- расширять представление детей о физических свойствах окружающего

мира;

-  знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость,

сыпучесть, вязкость, плавучесть, прозрачность и т. д.);

-расширять представление воспитанников о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода – ее различные состояния; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость).

-развивать представление об использовании человеком факторов  природной среды: солнце, земля, воздух, вода - для удовлетворения своих

потребностей;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование: столы, листы бумаги, тазы с водой, трубочки, вертушки, воздушные шарики, пакеты, стаканы, салфетки, песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги (с контурным рисунком, клей карандаш, пластиковые бутылочки, песочные часы,  две прозрачные банки (одна заполнена водой, маленькие ковшики, поднос, воронки, предметные картинки,  узкий высокий стакан, широкая миска,  резиновая перчатка, надувной шарик, цветные карандаши,  иллюстрации событий, происходящих в разное время суток,  картинки с изображениями источников света, несколько предметов, которые дают свет (фонарик, свеча, настольная лампа),

сундучок с прорезью, фонари, оборудование для теневого театра.

 

 

Ход игры

Воспитатель.  Ребята, сегодня я предлагаю вам  поучаствуем в квест-игре.  Вспомните, пожалуйста,  правила игры.  

Дети. Необходимо   быть собранным,  внимательно слушать задания, быстро принимать решения, помогать друг другу!

Ведущий.  Ребята, поступил срочный звонок из лаборатории профессора Колбочкина! Вы готовы выйти на связь с профессором? (да) Тогда включаем скайп!

(на экране  появляется вначале один глаз, потом другой, затем нос, и сам профессор. Говорит с некоторым волнением и рассеянностью).

Профессор. Все пропало, все пропало! У моего помощника-робота Электроника вышла из строя энергетическая батарейка, некоторые составные детали-элементы потеряны! Ребята, помогите  найти эти элементы, чтобы собрать волшебный фонарик и направить энергетический поток ко мне в лабораторию и зарядить моего помощника Электроника. Вы сможете мне помочь?

Дети. Да.

Профессор. При помощи  цветных карточек вы должны разделиться на команды. Карточки спрятаны на спинках ваших стульчиков. У кого карточка  желтого цвета, подойдите к желтому кубу. У кого карточка зеленого цвета, подойдите к зеленому кубу  (дети делятся на команды).

Каждой  команде необходимо  пройти свой маршрут, выполнить все задания и после этого снова связаться со мной!

Воспитатель. Капитаны команд, подойдите ко мне. У меня в руках фишки двух цветов – желтая и розовая (желтая и розовая лестницы). Какого цвета фишку капитан выберет, по такому маршруту ваша команда и отправится. У капитанов есть   игровые  кубики, какое количество точек выпадет на кубе, заданием с таким номером вы выполняете (капитаны выбирают маршрут).

Воспитатель. Маршруты  выбраны, правила известны, можно отправляться в путь! Желаю всем удачи! До встречи на этом же месте!

Дети  выполняют по стрелкам  и выполняют задания,  спрятанные  в конвертах, заходят  в лабораторию и выполняя задания там, собирая детали-элементы для Электроника. Для каждой команды по два задания.

Розовый маршрут

Лаборатория «ВОЗДУХА»

Научный сотрудник. Здравствуйте Ребята! Я ученый лаборатории «ВОЗДУХ». Здесь мы проводим опыты с воздухом! А вы знаете, что воздух это не «невидимка»? – это реально существующий газ, и этот газ-воздух очень значим в жизни человека, растений и животных! Предлагаю провести опыты.

Опыт 1. "Поиск воздуха"

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем!

(Воздух)

Научный сотрудник.  Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги  возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает.

Научный сотрудник.  Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают  в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Научный сотрудник предлагает детям  самостоятельно провести опыт и доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают предметы (трубочки для коктейля, вертушки «Ветерок», воздушные шарики, пакеты) выполняют  опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик, дует на вертушку и т. д.).

Научный сотрудник. Какой вывод можно сделать?

Дети. Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Эксперимент 3. «Сухой из воды»

Научный сотрудник. Ребята, кто из вас может  объяснить, что означает  выражение «Выйти сухим из воды» (ответы детей).

Научный сотрудник. Как вы думаете, возможно, ли это?  (ответы детей). 

Предлагаю провести опыт. Возьмите стакан и положите на дно бумажную салфетку. Затем переверните  стакан вверх дном, осторожно погружая его  в воду. Достаньте стакан из воды, не переворачивая его. посмотрите  намокла ли салфетка? Как вы думаете почему салфетка не намокла?

Дети. Помешал воздух.

Научный сотрудник. Молодцы Ребята! Вы выполнили все мои задания, вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Отправляйтесь  дальше и будьте внимательны! Удачи!

Лаборатория «ПЕСОЧНАЯ»

Научный сотрудник. Здравствуйте Ребята! Я ученый лаборатории «ПЕСОЧНАЯ». В своей лаборатории я  провожу  опыты с песком. У меня есть необычный предмет. Может кто-то  из вас знает, что это за предмет, почему он так называется,  и где его можно применять? (достает песочные часы).

Дети. Это песочные часы.  При помощи их можно отсчитывать время. Используют из в поликлинике, когда делаю различные процедуры.  Называют песочными часами, потому что внутри у них пересыпается песок.

Научный сотрудник. Посмотрите  как пересыпается песок в часах. Ощутите  длительность времени.

А сейчас возьмите в ладошку как можно больше песка, сожмите

кулачок и посмотрите, как бежит струйка песка. Не  разжимайте кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок.

Ребята, как  вы думаете, что обозначает поговорка  «Время как песок».

Дети.  Песок очень быстро сыпется, и время тоже бежит очень быстро. Его нельзя терять  на ненужные дела.

Научный сотрудник. Ребята, я предлагаю вам  самим собрать песочные часы из подручных материалов (детали заготовлены заранее: пластиковые  бутылочки 0,3литра, крышки – заранее склеенные и с пробитой дырочкой, сухой песок).

Дети собирают часы, добавляют песок и с помощью воспитателя и

научного сотрудника  отмеряют   песок на  время - 1 мин.

Эксперимент 2. «Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Научный сотрудник. Ребята, на столах стоят емкости с песком,  рассмотрите его и скажите  какого он цвета, попробуйте  на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки?

Как вы думаете, с помощью чего мы можем рассмотреть песчинки?

Дети. С помощью лупы. Дети рассматривают песок. 

Песок желтоватого цвета, на ощупь сухой, сыпучий. Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.

Научный сотрудник. Как вы думаете можно ли из песка лепить?

Дети. Из сухого песка  ничего не слепишь. Он рассыпается.

Научный сотрудник. Попробуйте  лепить из влажного.

Дети. Получается.

Научный сотрудник.  Из влажного песка можно лепить различные фигуры.  А сухим песком можно рисовать.  Возьмите  лист бумаги  и клеевым карандашом что-нибудь нарисуйте, а потом на клей насыпать песок. Лишний песок стряхните.  Посмотрите, что получилось. Все вместе рассматривают детские рисунки.

ДЕТИ ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ.

Научный сотрудник.  Молодцы Ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Идите дальше и будьте внимательны! Удачи!  Идя дальше по маршруту, дети находят конверты с загадками о явлениях природы, математическими задачами

ЖЕЛТЫЙ  МАРШРУТ

Лаборатория «ВОДЫ»

Научный сотрудник. Здравствуйте Ребята! Я ученый лаборатории «ВОДА». Здесь мы проводим опыты с водой. Проведем эксперименты? (ДА).

Эксперимент 1. «Прозрачная вода»

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Описание:

На столе две прозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой до краев. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу. Какая легче? Какая тяжелее?

Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? (выводы детей).

Научный сотрудник предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем?

Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем,

как она льете. Какой слышим звук? (выводы детей). Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде? (ответы детей)

Эксперимент 2. «Вода принимает форму»

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Научный сотрудник рассказывает, как он гулял под дождем и видел лужи, купался в

бассейне, и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?»

Как это проверить? (ответы детей).

Научный сотрудник. Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды воду и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.

Научный сотрудник: Молодцы Ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!

Лаборатория «СВЕТА»

Научный сотрудник: Здравствуйте Ребята! Я ученый лаборатории «СВЕТ». Здесь мы проводим опыты со светом. А вы любите проводить опыты?

Эксперимент 1. «Свет повсюду»

Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Описание. Ученый предлагает детям определить, темно сейчас или светло (какое время суток, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.)

Игра «Свет бывает разный» — научный сотрудник предлагает детям

разложить картинки на две группы: природный свет и искусственный свет - изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов.

Что светит ярче - солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Научный сотрудник предлагает  детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарики). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке-сундуке стало светлее?

Дети. Открыть сундучок,  тогда попадет свет и осветит все внутри нее. Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарики.

Научный сотрудник: Ребята, это не простые фонарики, волшебные. С помощью этих фонариков можно смастерить «Театр теней».

Эксперимент 2. «Свет и тень»

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить

сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Описание. Лаборант выключает свет, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы.

Научный сотрудник: Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик? Научный сотрудник перед фонариком помещает свою руку. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют.

Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети  рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот

театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с ученым рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

ДЕТИ ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ.

Научный сотрудник: Ребята, спешите в штаб связи, там вас ждет другая команда, вам необходимо объединиться и помочь Профессору Колбочкину! Мои задания вы выполнили, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Электроника! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!

Ребята из лаборатории «СВЕТ» проходят до штаба связи по стрелкам, выполняя задания. Команды  собираются в музыкальном зале,

Воспитатель: Молодцы Ребята! Вижу, что все задания выполнили и вернулись в срок, не заблудились! Теперь нам надо объединить усилия и помочь профессору и его другу Электронику. Мы должны собрать волшебный фонарик.

 (в центре зала стоит стол, вокруг стола собираются команды, командиры с воспитателем собирают фонарь).

Воспитатель: Включаем повторно скайп и выходим на связь с Профессором Колбочкиным.

Профессор: Все пропало! Все пропало! Я ни как не могу починить моего робота Электроника! Ребята! Вы нашли недостающие элементы? Тогда посылайте скорее энергетический поток ко мне в лабораторию! Собранным фонарем, светим на робота, но ничего не происходит.

Профессор: Ребята, вы собрали четыре элемента, Вам не хватает «ПЯТОГО ЭЛЕМЕНТА» - самого главного!

Воспитатель: Какого элемента не хватает? Мы собрали четыре Эл-та и

объединили наши силы, мы действовали сообща!

Друг без друга мы скучаем,

Вместе с радостью играем.

И нам ссориться не нужно.

Ведь всего сильнее. (Дружба).

Воспитатель: Правильно Ребята – это дружба! Давайте скорее возьмемся за руки и цепь дружбы замкнется! Фонарь зажигается, мы направляем его на робота, звучит веселая энергичная музыка.

Из за ширмы выходит РОБОТ и начинает двигаться под музыку.

Воспитатель: УРА! У нас все получилось, мы помогли профессору!

Робот: У-РА! У-РА! Спа-си-бо про-фес-сор! Я сно-ва в стро-ю!

Профессор: Это не мне спасибо, а ребятам! Это они помогли тебе!

Робот: Э-то прос-то здо-ро-во! Спа-си-бо ре-бя-та! Вы ме-ня спас-ли, за-ря-ди-ли сво-ей э-нер-ги-ей друж-бы! А сей-час я хо-чу по-де-лить-ся е-ю с ва- ми!

Воспитатель: Встаем в круг дружбы и танцуем.

Робот касается каждого ребенка под веселую музыку и показывает танцевальные движения, дети их выполняют. Это наш танец дружбы!

Робот: У-хх! Хо-ро-шо же я по-тан-це-вал! И энергии от этого танца только больше стало! Молодцы! А чтобы у вас всегда была энергия творить и

изобретать я дарю вам свои подарки!

Достает из большой коробки коробочки с конструктором по одной на команду и сладкий приз на каждого ребенка группы). Еще раз благодарит детей и приглашает на общее фото.

свернуть

Серия конспектов занятий

Серия конспектов занятий

 

Конспект занятия «Магнит и его свойства»

по образовательной области «Ребенок и природа»

для детей старшей группы

Цель: расширение и обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста об объекте неживой природы – магните в  экспериментальной деятельности. 

Задачи:

Создавать условия для  формирования представлений у детей о свойствах магнита (притягивает железо, притягивает металлические предметы в воде, действует через стекло, бумагу, с помощью магнита можно быстро отделить металлические предметы от других предметов).

Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы. 

Воспитывать   ответственность за состояние природы ближайшего окружения – водоёма, развивать  стремление и навыки активного участия в охране природы.  

Материал:  рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложка, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, металлические предметы,  пластмассовые пуговицы, таз с водой, пластмассовые рыбки.

  1. Начало занятия

«Сюрпризный момент»

Цель: активизация внимания, введение в проблему.

На столе стоит  коробка.

В.- Ребята! Я купила в магазине рукавицу, не простую, а волшебную. В  чём заключается волшебство, не знаю! Вместе  с рукавицей в коробке лежали разные предметы.

 Посмотрите и назовите, какие предметы лежат в коробке? – (воспитанники перечисляют предметы).

 Как вы думаете в чем же заключается волшебство рукавицы?  (предположения воспитанников).

  Предлагаю надеть рукавицу и по очереди брать предметы. Что происходит с предметами? (Металлические предметы рукавица притягивает, а предметы из других материалов падают). Почему  так происходит? (В рукавице есть что-то, что не даёт падать металлическим предметам). Предложить воспитанникам рассмотреть предмет из рукавицы - магнит.

  1. Ход занятия

В.- Сегодня в нашей лаборатории мы будем проводить эксперименты с магнитом. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны? (Пластмасса, резина, бумага, дерево, металл).

Экспериментальная деятельность

Цель: познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы.

Воспитанники подносят предметы из разных материалов к магниту.

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому,  что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.

Фиксация наблюдений в лабораторных журналах.

Экспериментальная деятельность

Цель: познакомить со свойством магнита – магнит действует через стекло.

В.- Предлагаю вам решить задачу. У вас на столах банки с водой, на дне металлические предметы. Как их достать, не замочив рук? (ответы воспитанников).

Воспитанники подносят магнит к банке и достают предметы.

Вывод: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепки, не замочив рук.

В.- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений (показ слайдов).

Фиксация опыта в лабораторных журналах

Игра «Рыбаки»

Цель: снятие эмоционального напряжения, воспитание бережного отношения к природе.

В.- Ребята, а не сходить ли нам на рыбалку?  С чем ходят на рыбалку?  (с удочками). А удочки  у нас будут не простые, вместо крючков магниты.

Вот и водоём, но что мы видим?  (гвозди, гайки).

Предложить  выловить не рыб, а мусор. Воспитанники  очищают водоём от «мусора». Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!

Экспериментальная деятельность

Цель: познакомить со свойством магнита – магнит действует через бумагу.

В. - А еще магнит умеет рисовать! Как вы думаете, как?

На  бумаге насыпаны железные опилки. Положим ее на магнит.

Что получилось? (ответы детей)

Вывод: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует через  бумагу.

Фиксация опыта в лабораторных журналах

В.- Ребята у меня проблема,  мои швейные принадлежности: пуговицы, крючки – перемешались в шкатулке. Как можно быстро всё разобрать, отделить, металлические предметы от пластмассовых предметов?  (ответы воспитанников).

Игра-эксперимент «Собери предметы»

Цель: закрепить представления свойство магнита – притягивать металлические предметы,

 

III. Окончание занятия

В.- Ребята, сегодня мы познакомились со свойствами магнита, которые вы зафиксировали в свои журналах. О каких свойствах магнита  вы узнали? (Магнит притягивает железо, действует сквозь бумагу, стекло, железные опилки повторяют форму магнита). У магнита есть еще и другие свойства, с которыми мы познакомимся в следующий раз.

 

План-конспект  

интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Ребёнок и общество»

с воспитанниками 5-6 лет

 

Тема: «Центр белорусской моды».

Цель: систематизировать представления детей о предметах рукотворного мира – одежде.

Задачи:

  1. Закрепить представления воспитанников о содержании труда

взрослых по созданию  предметов рукотворного мира – одежды.

  1. Закрепить умение:

- образовывать прилагательные, составлять описательный рассказ о  моделях одежды с использованием схемы, использовать в речи рассуждения;

- осуществлять дифференциацию одежды по сезонам и гендерному

признаку.

  1. Обогатить словарьвидовыми понятиями: зимняя, летняя, демисезонная, мужская, женская; словами дефиле, белорусская мода, белорусский центр моды.
  2. Воспитывать познавательный интерес к культуре и традициям

белорусского народа.

Оборудование и материалы:

      Модели детской одежды белорусских производителей, карточки с изображением предметов сезонной одежды, образцы тканей разной структуры, мольберты, схема для составления описательного рассказа об одежде, мультимедийная презентация «Белорусский центр моды».

Предварительная работа:

      Экскурсия в ателье, рассматривание каталогов детской одежды белорусских производителей, дидактическая игра «Отгадай одежду по описанию», «О чем может рассказать одежда», чтение художественных произведений, отгадывание загадок по теме, детский дизайн «Беларускае адзенне».

Начало занятия

В. - Ребята, в одном из журналов я прочитала  стихотворение, которое хочу вам рассказать.

  1. Чтение стихотворения-загадки

Задачи: организовать детей, мотивировать на предстоящую деятельность. 

Везде ты видишь вещи эти,

Ведь в них удобно и тепло

И много их на белом свете,

Но их запомнить мудрено

Эти вещи надо знать,

В них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз,

И даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать

Кто их надел, куда пошёл,

Зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы

Они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье

О чем моё стихотворенье?

Вопросы к детям:                                                                                                                                                                     

В. - Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

Д. - О вещах.

В. - Как, по другому можно назвать эти вещи?

Д. - Одежда.

В. - Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо».

  1. Игра «Хорошо-плохо»

Задачи: закреплять умение использовать в речи рассуждения.

В. - Одежда  – это плохо?

Д. - Если бы не было одежды,  люди  могли бы промокнуть, простудится и заболеть. Одежда может быть тесной и в ней неудобно двигаться. Одежда может порваться.

В. - Одежда  – это хорошо?

Д. - Одежда нужна людям, чтобы защитить себя от холода, дождя и солнца.

Что бы красиво выглядеть, быть нарядным.

 

Ход занятия

  1. Беседа о Центре моды

В. - Я согласна с вами, что одежда – это хорошо, когда она удобна и красива для человека. Может кто-нибудь из вас знает, где шьют и создают новые модели одежды.

Д. - Новые модели одежды шьют и создают на швейной фабрике, в ателье.

В. - Вы правы.  А я хочу познакомить вас  с центром белорусской моды.  Ребята, что такое мода, центр моды?

  1. Просмотр видеофильма «Центр белорусской моды»

Задачи: познакомить с социально значимым объектом города, развивать познавательный интерес.

Вопросы к детям

В. - Как вы думаете, почему в названии звучит   именно белорусской моды.

Д. -Так как мы живем в Республике Беларусь. Мы белорусы.

В. - Согласна с вами. Ребята, вы просмотрели видеоролик с демонстрацией одежды, что общего вы увидели в белорусских моделях?

Д. - Все модели украшены белорусским орнаментом.

В. - Что такое орнамент? Что характерно для белорусского орнамента? Зачем  украшали одежду орнаментом?

Д. - Орнамент – это узор, элементы которого повторяются. Белорусский орнамент отличается красным  цветом на белом фоне, геометрическими элементами.  Расположен орнамент на вороте, на манжетах сорочки, на груди вдоль выреза, понизу юбки, на краю фартука. С давних времен люди верили, что орнамент охраняет человека от плохих сил.

  1. Беседа о профессиях

Задачи: закрепить представления воспитанников о профессиях людей участвующих в создании одежды.

В. - Ребята, расскажите, пожалуйста, о  профессиях людей, которые  участвуют в создании одежды.

Д. - модельер – придумывает модели одежды,  

художник по тканям – придумывает и подбирает рисунок ткани,

закройщик  –  разрезает ткань, кроит одежду,

швея – соединяет детали одежды с помощью иглы и нитки или на швейной машине,

манекенщицы – демонстрируют модели одежды.  (на экране профессии)

В. - Современная одежда очень многообразна. Она бывает разных видов – верхняя одежда, специальная одежда, праздничная одежда, спортивная одежда, сезонная одежда. Я предлагаю поиграть в игру  «Разложи одежду по сезону». Для этого вам необходимо разделиться на команды.  У каждого из вас есть бейдж с определенным цветом: синий цвет (зима), зеленый цвет (весна), красный цвет (лето), желтый цвет (осень).  

На мольберте расположена картинка с схематическим изображением поры года. Подойдите к тому мольберту картинка которого соответствует цвету вашего бейжда.  

  1. Дидактическая игра «Разложи одежду по сезону»

Задачи: закрепить умение осуществлять дифференциацию одежды по сезонам и гендерному признаку, обогащать словарь видовыми понятиями: зимняя, летняя, демисезонная, мужская, женская, детская.

 Игровое действие:

         Детям предлагаются картинки одежды, которые необходимо правильно распределить по сезонам, назвать предметы одежды, для кого она предназначена («Это платье для девочки, его носят летом». «Это куртка и брюки для мальчика. Он оденет их осенью» и т.д.)

В. - Хорошо вы разложили одежду по сезону. Следующее задание – подберите для вашей одежды  подходящую ткань.

  1. ИГРА «Подбери ткань к одежде».

Задачи: Формировать умение употреблять в речи слова, обозначающие название тканей, умение образовывать прилагательные.

Игровое действие:

Воспитанники выбирают подходящую ткань к одежде по сезону. Объясняют, почему они выбрали именно эту ткань (Эта ткань – ситец. Из нее я бы сшил ситцевое  платье или летнюю ситцевую  блузку. Эта ткань – шерсть. Из нее хорошо сшить шерстяные  брюки для мальчика или шерстяную юбку для девочки. Эта ткань – вельвет. Из нее хорошо сшить вельветовую куртку. И т.д.).

  1. Игра «Один - много»

Задачи: Упражнять в образовании форм существительных в родительном падеже множественного числа, употреблять неизменяемые слова  в речи (пальто, кимоно)

Игровое действие:

Воспитатель бросает мяч, и называть предмет в единственном числе, ребенок  бросает  мяч обратно, называя предмет во множественном числе:

Одно платье – много платьев;

Одна рубашка – много рубашек;

Одно пальто – много пальто ….. и т.д. 

  1. Дефиле с последующим составлением описательного рассказа о моделях одежды

Задачи: закрепить умение составлять описательный рассказ о моделях одежды с использованием схемы.

В. - Ребята,  я предлагаю организовать  у нас в дошкольном центре  демонстрацию моделей одежды или дефиле, как  говорят в настоящем центре моды. Модели одежды у нас готовы. Вам нужно рассказать о модели, как это делают на показах мод. Поможет  вам схема-помощница. Я напомню вам,  о чем говорит каждое окошко схемы:

первое окошко – цвет одежды;

второе окошко – из какой ткани она сшита;

третье окошко –  детали одежды;

четвертое окошко – для какого времени года предназначена эта модель одежды;

пятое окошко –  для кого предназначена одежда: для мальчика или девочки.

8.Чтение стихотворения «Модница»

Я сегодня модница: надеваю шляпку,

Туфельки на шпильках, юбочка… Банально….

А какую кофточку? Не забыть перчатку……

А вторую – варежку! Так – оригинально!

Мода ведь не терпит правила стандарта,

Шарфик заменю я поясом нарочно,

И украшу бантиком декольте для старта,

Я сегодня модница! Мне сегодня можно!

Окончание занятия

  1. Подведение итогов занятия

Вопросы к детям:

В. - Ребята, где создают модную одежду?

В. – Люди каких профессий принимают участие в создании одежды?

  1. Рефлексия «Аплодисменты»

Задача: формировать умения анализировать, дать оценку результатам труда участников процесса взаимодействия.

В. - Спасибо ребята всем. Я хочу поаплодировать сегодня Ульяне, потому что она .., а ты Ульяна, кому хочешь подарить аплодисменты?

Конспект  

занятия по образовательной области «Ребенок и общество»

с воспитанниками 5-6 лет

(занятие проводится в мини-музее ДЦРР № 26 г. Минска

 «Белорусские промыслы»)

 

Тема: «Золото соломки».

Цель: формирование представлений у детей о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси (изделия из соломки).

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей возникновения соломоплетения в Беларуси; свойствами соломки, как материала для изготовления различных художественных предметов.
  2. Обогатить словарь словами: соломоплетение, ржаная, пшеничная, овсяная, сноп, промысел, оберег и др., развивать внимание, память; формировать навыки осуществления анализа, сравнения предметов.
  3. Воспитывать познавательный интерес к культуре и традициям белорусского народа.

Оборудование и материалы:

      Изделия из соломки, колосья, ржаная, ячменная, пшеничная солома, серп, таз с теплой водой (в котором лежит солома), куклы-обереги, мультимедийная презентация «Золото соломки».

Предварительная работа:

      Рассматривание иллюстраций с изображением изделий из соломки, знакомство с игрушками из соломки; знакомство с понятиями: крестьяне, узелки, серп, промысел, соломоплентение, берегиня, оберег и др.

 

Начало занятия

  1. Вступительная беседа

Задачи: организовать детей, мотивировать на предстоящую деятельность. 

Воспитатель: 

-  Ребята, в нашем дошкольном центре развития воспитанники старших групп совместно с родителями и педагогами создали мини-музей «Белорусские промыслы». Хотите пойти туда и познакомиться с его экспонатами? Но прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним правила поведения в музее.

     Дети: 

- Нельзя шуметь, толкаться, нужно внимательно слушать экскурсовода.

- Нельзя трогать руками предметы, расположенные там и т.д.  

      Воспитатель с воспитанниками средней группы заходят в мини-музей «Белорусские промыслы».

Ход занятия

  1. Рассказ воспитателя о мини-музее «Белорусские промыслы».

Задачи: Познакомить с мини-музеем, его экспонатами.

В. - Ребята, мы находимся с вами в мини-музее, в котором собраны разнообразные предметы, называется музей «Белорусские промыслы».

Слава нашей стороне, слава нашей старинеИ про эту старину, я рассказывать начну,Чтобы дети знать могли, о делах родной земли. 

  1. Чтение стихотворения воспитателем «Золотая соломка».

Вырастут в поле и рожь и пшеница.

Их обмолотят – соломка родится.

Руки коснутся ее золотые,

И появятся словно живые,

Смелый наездник и конь златогривый,

Гордый олень и теленок бодливый,

Парень веселый с гармошкой, жар-птица

И с золотою короной девица.

Вот ведь какая она не простая.

Эта соломка, совсем как живая.

В руки возьмет лишь ее мастерица –

Сразу она в чудеса превратиться!

Вопросы к детям:  

В. - Дети, как вы думаете, о чем это стихотворение?

Какие слова вам незнакомы? Какие слова вам понравились?

Д. - Это стихотворение об изделиях, которые сделаны из соломки.  

 

  1. Рассказ воспитателя об истории возникновения соломоплетения в

Белоруссии (с использованием презентации).

Задачи: познакомить детей с историей возникновения соломоплетения в Беларуси; обогатить словарь определениями: ржаная, овсяная, пшеничная, ячменная и т.д.

В. - Действительно, это стихотворение о соломенных изделиях, о мастерах соломоплетения. Белорусский народ издавна славился своим трудолюбием и талантом. Народные умельцы мастерили много интересных, нужных и красивых предметов, в которые вкладывали любовь к родной земле (слайд1).

- Искусство соломоплетения возникло тогда, когда сельские жители стали сеять рожь, пшеницу, ячмень. В крестьянском хозяйстве для хранения продуктов и одежды использовались сундуки, лари, короба разных форм и размеров, сплетенные из пучков соломы (слайд 2,3,4).

Вопросы к детям:                                                                                                                                            

В. - Ребята, как вы понимаете словосочетание «соломоплетение»?

Д. - Когда из соломки плетут какие-либо предметы. 

В. - Для соломоплетения использовалась стебли ржи, пшеницы, ячменя. Сейчас я каждому из вас дам по соломинке.

Вот тебе, Федя, солома из ржи. Значит, у тебя какая солома? (ржаная). А тебе Линда – солома из овса, какая у тебя солома? и т.д. Дети называют соломку (ржаная, овсяная, пшеничная).

  1. Исследование соломы.

Задачи: познакомить со свойствами соломы, формировать умение анализировать, сравнивать.

В. - Дети, потрогайте поверхность соломы. Какая она на ощупь?

Д. - Гладкая, ровная.

В. - Попробуйте посмотреть через солому, видно через нее или нет?

Д. - Видно, внутри она пустая, как трубочка, через неё можно смотреть и в нее дуть.

В. - Одинаковые ли по толщине и размеру соломинки?

Д. - Нет: есть длинные и короткие, тонкие и более толстые.

В. - Да, на соломе есть утолщения, они называются узелки.  Найдите их.

 

  1. Рассказ воспитателя о процессе сбора соломы, о подготовке ее к

использованию для изготовления предметов искусства.

Задачи: познакомить с процессом сбора соломы, о подготовке ее к использованию для изготовления предметов искусства, формировать познавательный интерес.

В. - Для изготовления поделок, солому собирали вручную, с помощью серпа. Потом ее очищали, просушивали (показ педагога детям). Стебли соломы должны были быть ровными, длинными. Ее разрезали на части между узелками (показ педагога детям). Для того, чтобы солома была мягкой, податливой ее вымачивали в горячей воде, только тогда она становилась пластичной и гибкой (показ педагога детям).

  1. Эксперимент с сухой и мокрой соломой.

Задачи: дать представление о различных свойствах соломы, формировать умение анализировать, сравнивать.

В. - Ребята, сравните сухую солому и мокрую, согните их. Скажите, что произошло с сухой соломой?

Д. - Сухая солома быстро ломается, а мокрая хорошо гнётся.

  1. Рассказ воспитателя о предметах, изготавливаемых из соломки

использованием презентации).

Задачи: дать представления о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовленных из соломки; обогатить словарь (копелюш, брыль).

В. - Из вымоченной соломки легко плести разнообразные предметы. Издавна в Беларуси мужчины носили соломенные шляпы, по-другому их называли копелюши или брыли (слайд 5). Из соломки делали шкатулки (педагог показывает предметы декоративно-прикладного искусства).

В. - Ребята, как вы думаете, что можно положить в шкатулку?

Д. - Различные предметы: бусы, мелкие игрушки, пуговицы, ленточки.

  1. Беседа об оберегах (с использованием презентации).

Задачи: дать представление о предметах-оберегах, их названиях; обогатить словарь (оберег, берегиня).

В. - Из соломки делали куклы-игрушки и куклы обереги. Куклы обереги назывались берегини. Как вы думаете почему они так назывались?

Д. - Потому, что охраняли людей, берегли их.

В. - Рассмотрите и сравните эти две куклы, чем они отличаются?

Д.  - У куклы-берегини нет лица, у куклы-игрушки лицо есть.

В. - Действительно, у куклы-берегини нет лица, т.к. наши предки считали, что через глаза, рот, уши куклы может войти темная сила, зло. Какие обереги вы еще знаете?

Д. - Паучка.

В. - Правильно. Был такой оберег «Паук». Паука делали круглой формы, похожей на солнышко и пирамидальной (слайд 6). Паука обычно делал хозяин дома, а украшали его хозяйка и дети.

В. - Так же в старину считалось, что в дом счастье, радость, приносят птицы.  Поэтому, часто из соломки делали птиц (слайд 7). Возьмите в руки и рассмотрите птиц, обратите внимание на необычное плетение из соломки.

  1. Хороводная игра «Птушачка».

Задачи: обеспечить отдых, развивать внимание.

Педагог предлагает поиграть в белорусскую хороводную игру «Птушачка».

  1. Рассказ воспитателя

Задачи: развивать познавательный интерес.

 В. - Со временем люди научились красить солому. В этом случае изделия получаются яркими, красивыми, разноцветными. Посмотрите, какая красивая метла из цветной соломы. Автор этой работы использовал и зеленый, и красный, и оранжевый цвет. В наше время белорусские изделия из соломки знают во всем мире. Туристы из разных стран приезжают в Беларусь и восхищаются умением наших мастеров. Изделия из соломы называют золотыми сувенирами Беларуси.

Вопросы к детям:  

В. - Как вы думаете почему их так называют? Какого они цвета?

Д.  - Потому, что они очень похожи по цвету на золото.

Чтение стихотворения «Цацкi-саламянкi».

Вось i цацкi-саламянкi

Сонца льецца з iх на нас:

Быццам  залацiстыя,

Праменчыкi  iскрыстыя

  1. Просмотр видеофильма о белорусском мастере соломоплетения Марии  Войнович.

Задачи: дать представление о работе мастера по саломоплетению, познакомить с авторскими произведениями искусства.

В. - В завершение нашей экскурсии давайте посмотрим видеофильм о том, как работает одна из белорусских мастериц соломоплетения Мария Войнович.

  1. Ручной труд. Изготовление оберега «Паук».

Задачи: обеспечить условия для самостоятельного изготовления поделки.

В. - Ребята, сегодня вы тоже сможете смастерить из соломки оберег «Паучок». Для вашей работы подготовлен необходимый материал (соломка, нитки).  Предлагается сесть за столы и приступить к работе.

 

Заключительная часть.

  1. Рассматривание и анализ соломенных паучков, изготовленных

детьми.

Задачи: формировать аналитические навыки, умения дать оценку результатам своего труда.

  1. Подведение итогов занятия.

В. - С каким белорусским народным промыслом вы сегодня познакомились?

В. - Какая бывает соломка?

В. - Что можно из нее сделать?

  1. Рефлексия: упражнение «Что понравилось?».

В. - На этом наша экскурсия в мини-музее «Белорусские промыслы» завершена.  

 

Конспект занятия

по образовательной области «Ребенок и природа»

с воспитанниками старшей группы

Тема: «В гостях у сказки»

Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования.

 

Задачи:

  1. Закрепить представления о свойствах камней (тяжелые, тонут в воде), песка (сухой: сыпучий, не лепится; влажный: не сыпется, можно лепить), дерева (плавает, не тонет), льда (твердый, холодный, прозрачный, тает в тепле).
  2. Стимулировать воспитанников к экспериментальной деятельности (высказывать предположения, использовать специальные материалы для проверки гипотезы, формулировать умозаключения).
  3. Воспитывать доброжелательные отношения, культуру общения со сверстниками в совместной деятельности.

Оборудование и материалы:

Лотки с водой, песок (сухой и влажный), формочки, лопатки, тарелки с камнями и деревянными брусками, салфетки, деревянный домик, столы (песок-вода), мультимедийный проектор, мяч, пособие «Волшебный куб».

Начало занятия

  1. Вступительная беседа с использованием пособия «Волшебный куб»

Задача: организовать детей, мотивировать на предстоящую деятельность. 

В. Ребята, вы любите сказки? Рассмотрите внимательно «Волшебный куб» и назовите знакомые сказки.

Д.  «Гуси-лебеди», «Три поросёнка», «Рукавичка», «Красная шапочка».

В. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по белорусской народной сказке, а какая это сказка вам подскажет следующая иллюстрация.

Д.  "Зайкава хатка".

В. Ребята, а хотите узнать, как зайчик и лиса строили свои домики? Тогда отправляемся в путешествие по сказке.

Ход занятия

1.Рассказ отрывка из сказки «Зайкава хатка»

Задача: стимулировать воспитанников  к  экспериментальной деятельности.

В. Жили-были лиса и заяц. Заяц  предложил лисе построить домик, но лиса сказала: "У меня шуба пушистая и тёплая, мне не будет холодно". Тогда зайчик решил построить дом сам. Бегал он по полям, по лесам и искал, из чего же можно построить дом. Прибежал он на берег ручья, а там много камней.  «Вот бы эти камни перенести на полянку и построить из них дом».- подумал зайчик.

2.Экспериментальная деятельность

Задачи: дать представление о свойствах камня, песка, дерева, формировать умение анализировать, сравнивать.

 В.  И задумался, как все камни переправить на полянку?

Вопросы к детям:  

В. Как вы думаете, как переправить зайчику камни на полянку?

Д. Перевезти в машине,  в лодке?

         В.  Подумал зайка и решил если  бросать камни в ручей, то вода  их перенесёт. Как вы думаете, перенесёт вода камни?

           Д.  Нет. Камни утонут.

В.  Предлагаю проверить ваши предположения.

  1. Опыт "Вода и камни"

Вывод:  камни тяжелые, тонут, не плавают. Не сможет зайка построить дом.

Продолжение  рассказа  сказки «Зайкава хатка»

В. Зайка погрустил и снова вернулся на берег ручья, и увидел мешочки.  Возьмите в  руки мешочек с красной ленточкой. Как вы думаете, что лежит в мешочке.

Д. Песок.

В. А какой песок на ощупь?

Д. Мокрый.

В. Возьмите в  руки мешочек с голубой ленточкой. Что лежит в этом мешке?

Д. Тоже песок.

В. Какой он?

Д. Сухой.

В. Почему он сухой?

Д. Его не намочили  водой. Пригрело солнышко и высушило песок.

В.  Задумался зайчик, получится ли у меня построить домик из песка?

Вопросы к детям                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

В. Как вы думаете, сможет зайка построить  домик из песка?  

 Д. Сможет.

В. Предлагаю вам проверить ваши предположения.

  1. Опыт "Вода и песок"(вначале дети высыпают песок из мешочка с красной ленточкой и лепят руками домик, а затем из мешочка с синей ленточкой, и тоже пытаются слепить домик).

Вывод: из сухого песка построить домик нельзя, из влажного – можно, но когда песок высохнет он опять станет сыпучим. Домик из песка не надёжный.

Продолжение  рассказа  сказки «Зайкава хатка»

В. Расстроился зайка и снова побежал к ручью. Увидел  много брёвен.  Обрадовался.  Решил  опять  с помощью ручейка переплавить все брёвна на свою полянку. Столкнул он одно бревно и вот чудо...?

Вопросы к детям                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

          В. Что случилось, как вы думаете?

          Д. Бревна поплыли по воде.

В. Предлагаю проверить ваши предположения.

  1. Опыт "Вода и дерево"(плавает, не тонет)

           Вывод: дерево в воде не тонет, может плыть.

Продолжение  рассказа  сказки «Зайкава хатка»

В. «Ура. - обрадовался зайка,  «Все брёвна успел переправить на полянку и построить домик».   Педагог  показывает деревянный домик.

И вот наступила холодная  снежная зима. Вода в ручейке замёрзла и превратилась...?

Вопросы к детям

В. Как вы думаете, во что может превратиться вода?

Д. В лёд.  

Продолжение  рассказа  сказки «Зайкава хатка»

В. Зайчик жил в своём тёплом домике,  а лисичка тем временем строила свой домик.

  1. Беседа о свойствах льда  (с использованием видеоролика).

Задачи: развивать  познавательную активность детей во взаимодействии с объектами неживой природы.

 В. Из чего лиса построила вой домик?

Д. Изо льда.

В. Шло время... Наступила весна. Стало пригревать солнышко... (видеоролик)

Вопросы к детям

В. Почему так случилось, что домик лисы растаял?

Д. Потому,  что  пригрело солнышко, а избушка лисы изо льда сделана.

Вывод: Правильно в тепле лёд постепенно начинает таять. Чем  больше тепла, тем быстрее  тает лёд.

7 . Беседа  воспитателя с использованием  схем  (приём «Волшебный куб»)

Задача: развивать познавательную активность детей путем создания проблемной ситуации.

В. У зайца и лисы домики были построены из разных материалов.

В. Ребята, посмотрите на экран и отгадайте по карточкам-схемам где чей домик.. На экране высвечивается схематическое описание избушки лисы. 

Д. Этот домик изо льда – лисы: Он сделан  изо льда, крыша у него треугольная, основание  прямоугольное,  на ощупь он холодный, по цвету прозрачный, серебристый.

По окончании описания признаков предмета (ледяного домика) на экране появится изображение домика

В. Следующая схема. На экране высвечивается схематическое описание избушки зайца.

Д. Этот домик из дерева – зайки. Он  деревянный, крыша треугольная, основание  квадратное,    на ощупь он теплый, гладкий, по цвету коричневый.

  1. Игра с использованием пособия «Волшебный куб»

Задача: формировать аналитические навыки, умение формулировать умозаключения.

Правила игры: Воспитатель передает  каждому ребёнку куб и задает вопрос:

- В каком домике ты хотел бы жить? Почему?

- Домик из дерева мне нравится потому, что?

- Когда домик изо льда не будет таять?

- Кого бы ты поселил жить в домик изо льда?

- Будет ли надёжным домик из песка?

- Что будет с камнями, если  их бросить в воду?

- Можно ли помирить зайца и лису?  Как?

Заключительная часть.

1.Подведение итогов занятия.

Ребята, сегодня вы познакомились  с волшебным  кубом, вспомнили сказки.  Помогли зайцу найти  подходящий, надёжный материал для строительства дома. Определили, что ледяной домик лисы это временное жилище, которое растает  когда станет тепло.

  1. Рефлексия: упражнение «Что понравилось?».

В. Что вам понравилось в путешествии по сказке...?

В. Что было трудно...?

В. Что легко..?

На этом наше путешествие по белорусской народной сказке "Зайкава хатка" закончено.

свернуть

Картотека опытов

Картотека опытов

Опыт «Песчаный конус». 

Цель: Познакомить со свойством песка - его сыпучестью. 

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу?Вывод: Песок – сыпучий материал. 

Опыт «Из чего состоят песок и глина?»

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

- Из чего состоит песок? (Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок).

- Как они выглядят? (Они очень маленькие, круглые).

- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

(В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок).

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Опыт «Воздух всегда в движении»

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

Ход:  Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

Вывод:  Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк. 

Опыт «Круговорот воды в природе»

Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

Ход: Принесем с улицы домой твердый лед и снег,  положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.

Вывод: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.

Опыт «Родственники  стекла. Свойства материалов»

Цель:  Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Ход: Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость,   хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности), поставить их на солнечное место (теплопроводность), деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить выявленные сходства и различия.

Опыт «Мир  бумаги. Свойства материалов»

Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Ход: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства: горит, намокает, мнется, рвется, режется. Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги —> разорвать пополам —> разрезать на две части —> опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой — медленнее.  

     

Картотека элементарных опытов и экспериментов

в домашних условиях

Свойства песка

Разровняйте площадку с сухим песком. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите в песок (без давления на предмет) заостренный карандаш или палочку. Далее аккуратно поместите на поверхность песка тяжелый предмет, например, ключ. Обратите внимание детей на глубину следа, оставшегося от предмета в песке.

После этого насыпьте непросеянный песок на эту же поверхность и проделайте аналогичные действия с карандашом и ключом. Результаты сравнения покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже, чем в насеянный.

Отпечаток толстого предмета будет заметно более более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Это связано с тем, что насеянный песок заметно плотнее. Данным свойством пользуются строители.

Эксперименты  с водой

Есть ли у воды вкус?

Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?» После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Занимательные опыты с мыльными пузырями

Рисование мыльными пузырями.

Сделаем раствор (5 столовых ложек гуаши + 1 столовую ложку мыла + 1чайная ложка воды). Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри. Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются удивительные отпечатки.

свернуть

Алгоритм выполнения опыта

Алгоритм   выполнения опыта

Что мы хотим узнать с помощью эксперимента?

Какие приборы и материалы нужны?

Какое действие необходимо выполнить?

Вывод

?

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм   выполнения опыта

Что мы иссле-

довали?

Что мы узнали с помощью глаз?

Что мы узнали с помощью носа?

Что мы узнали с помощью руки?

Что мы узнали с помощью уха?

Где данные свойства могут использоваться?

?

?

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

План образовательного процесса по эксперементальной деятельности по теме "Песок, глина"

Перспективный  тематический  план

образовательного процесса с воспитанниками

по экспериментальной деятельности по теме «Песок, глина»

Название опыта

Цель

Работа с законными представителями воспитанников

Тема: Песочная страна

Закрепить представление о свойствах песка.

Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Тема: Песчаный конус.

Помочь определить, может ли песок двигаться.

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

Тема: Глина, какая она?

Закрепить представления о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Тема: Песок и глина – наши помощники

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия.

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей.

Тема: Ветер и песок

Выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.

Привлечь родителей к сбору природного материала.

Тема: Свойства мокрого песка

 

Познакомить со свойствами мокрого песка.

Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»

Тема: «Песочные часы»

Знакомство с песочными часами.

Оформление папки «Мои открытия».

Тема: Песок и глина

Дать представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Создание альбома: «Наши открытия».

свернуть

Положение о смотре-конкурсе "Лучший центр познавательно практической деятельности в старшей группе"

Положение о смотре-конкурсе

«Лучший центр познавательно практической  деятельности  в старшей группе 5-6 лет»

Цель: выявление лучшего педагогического опыта в создании центра познавательно практической  деятельности  для развития познавательной активности воспитанников 5-6 лет.

Задачи: 

изучить и проанализировать состояние центров познавательно практической  деятельности  в группах для  воспитанников старшего дошкольного возраста;

определить соответствие наполнения центра познавательно практической  деятельности  старших групп Перечню средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, утверждённым постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2007 № 50;  

выявить проблемы в оснащении и перспективы развития  центров познавательно практической  деятельности  групп для воспитанников старшего дошкольного возраста;

стимулировать проявление у педагогов инициативы и творчества в создании центров познавательно практической  деятельности.

Критерии оценивания:

  1. Создание безопасных условий в групповом помещении.

2.Эстетичное оформление центра познавательно практической  деятельности, игр и пособий.

  1. Соблюдение принципов построения предметно-развивающей среды: учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, развивающая направленность, комфортность, доступность, динамичность, многофункциональность, гендерный подход, возможность совместной деятельности  и уединения.
  2. Оснащённость центра познавательно практической  деятельностив группах оборудованием в соответствии с Перечнем средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, утверждённым постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2007 № 50.
  3. Рациональность и целесообразность размещения оборудования в центре познавательно практической  деятельности.
  4. Наличие методических материалов, разработанных воспитателями группы для организации познавательно практической деятельности; использование инновационных методик в образовательном процессе.

Оценка результатов конкурса:

Каждый критерий смотра-конкурса оценивается по 10  бальной системе.

Жюри  смотра-конкурса

«Лучший центр познавательно практической  деятельности  в старшей группе 5-6 лет»

 

Председатель: Стрельская Л.Г., заведующий дошкольного центра.

Члены жюри:

  1. Чемко А.С., заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 26 г. Минска»;
  2. Звежинская М.К., воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории;
  3. Ямщикова И.М., воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории;
  4. Малявка А.А., воспитатель дошкольного образования второй квалификационной категории».
свернуть

Карточки-памятки "Правила безопасного поведения при проведении опытов и экспериментов"

       Карточки-памятки  

«Правила безопасного поведения  при проведении опытов и экспериментов»

 

 

                                 

                не кричать        мыть руки после  опытов       работать только на своем месте

 

 

                                    

не нюхать незнакомые вещества                             работать только   в специальной                  

                                                                                               одежде  

 

 

                                    

не пробовать на вкус любые                        убирать за собой рабочее место                                                                   

                  вещества

свернуть

Конспект родительского собрания

Конспект родительского собрания

«Растить любознательных»

Цель:  Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклик взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

Форма проведения: круглый стол, дискуссия.

План проведения:

Вступительная часть собрания.

Решение педагогических ситуаций.

Как работать с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»

Рубрика « О наших детях».

Обсуждение вопроса об организации в группе  уголка экспериментирования и открытие в детском саду мини – лаборатории.

Чаепитие.

Подведение итогов.

Ход собрания:

Подготовительный этап.

Провести анкетирование родителей.

Приготовить приглашение на собрание каждой семье .

Пригласить психолога, чтобы рассказал о необходимости развития у детей любознательности, какие трудности ждут детей в школе.

«Как отвечать на детские вопросы»  (памятка)

«Вопросы острого блюда»

Организационный этап.

Пока родители собираются, тихо звучат записи детских  песен.  Столы стоят полукругом.

Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас видеть за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям скоро идти в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачит неудачами, во многом зависит от нас, взрослых. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька в руке превращается в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду тонет, а дерево плавает на поверхности. Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок взрослеет, растет его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками. Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей. Одинаковы ли по значению слова «любопытство» и «любознательность»?

Любознательность - стремление к приобретению новых, знании, пытливый.

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несуществующим подробностям, стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Прослушивание и обсуждение ответов детей.

Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (Высказывания

родителей).

Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать Ваше

мнение.

Задает ли ваш ребенок вопросы?

Как вы считаете, всегда ли надо отвечать? О чем? Как часто?

Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему? (обсуждение вопросов).

Решение педагогических ситуаций.

Представьте такую ситуацию:

Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, а почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь поставить себя поставить на место пятилетнего ребенка.

Как по вашему отвечать на детское «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?

Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?

Что следует учитывать при ответах на вопросы? Василий Александрович Сухомлинский советовал взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (обсуждения)

Музыкальная пауза.

«Как отвечать на детские вопросы»

- У вас на столах лежат памятки. Эти памятки с любовью оформили ваши дети и очень хотят, чтобы вы познакомились с ними.

Как, по-вашему, заслуживают ли внимания эти советы или выне согласны с ними?

Многие из советов, проверены вами на практике, и все же какойиз них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка? Почему? (обсуждение).

Очень эффективно развивается любознательность с помощью загадок:

Будете ли вы удовлетворены ответом?

Какие вопросы зададите? (Как ты догадался, что это туча?  Почему тучу назвали ватой?).

Уважаемые родители, вы, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками? Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках принимали участие ваши дети.

Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний (обсуждение).

Однажды одна мама рассказала с гордостью, что ее пятилетний сын сам читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.

Какого вы мнения? (обсуждения).

Воспитатель: Что же сегодня мы можем сделать для своих детей не только в семьях, но и в группе? Каждый родитель должен находить время, чтоб поговорить со своим ребенком и ответить на его вопросы.

Подведение итогов собрания. Чаепитие.

Решение собрания:

Создать условия для развития детской любознательности.

Изучить и использовать методы, повышающие познавательную активность воспитанников.

Составить план совместных мероприятий, повышающих познавательную активность детей  

Придерживаться рекомендаций памятки «Как отвечать на детские вопросы».

Оказать помощь в создании мини – лаборатории в саду и уголка экспериментирования в группе.

свернуть